Для слабовидящих
Меню сайта
«НАШЕ ЯРКОЕ ЛЕТО!!!
ЛЕТНЯЯ ГАЛЕРЕЯ! Перейти к просмотру

postheadericon Консультация для воспитателей

«Как  ребенок воспринимает художественную литературу»

                                             Старший воспитатель

                                             МКДОУ «Детский сад №15»

                                              Юсюк Тамара Владимировна

         Детская литература является источником радостных переживаний детей, оказывает на них огромное воспитательное значение. Она расширяет жизненный опыт ребенка, раскрывает внутренний мир людей, показывает характеры, чувства,  мотивы поступков.  Все это заставляет  детей волноваться, сочувствовать героям или осуждать их. Художественная литература  формирует  у детей нравственные оценки в доступной для них форме:  хорошо-плохо, справедливо-несправедливо, честно-нечестно.

Запорожец А.В Жуковская Р.И.  в своих исследованиях утверждают, что дети  верят всему, что происходит  в книгах. Они становятся соучастниками событий.  Волнуются за персонажей, радуются их успехам,  печалятся   неудачам.  Добиться, чтобы восприятие литературы стало  «думающим» -  намного сложнее.

         Приобщение ребенка к миру художественной литературы  — традиционно  приоритет дошкольного воспитания. Это и понятно — для ребенка, не умеющего читать, книга без взрослого посредника практически не существует. И методика чтения маленьким детям, общение  с ними в процессе  чтения и после него, вся огромная воспитательная работа «вокруг» книги – самостоятельная и сложная работа. Она должна решаться очень тонко, индивидуально, с учетом логических особенностей ребенка и взрослого, с  учетом специфики книги, ее темы, жанра и т.д.  В детском саду не ставится  задача научить ребенка самостоятельно читать. Но обязательно уже к 6-7 годам  воспитать в нем отношение к книге, к чтению как к творческому  деятельному процессу. Если в раннем детстве малыш не будет  пассивным слушателем, то и  не будет пассивным читателем.

         Самые важные принципы, которые лежат в основе чтения разных детских книг – что и как читать  ребенку. Однако проникнуть в мир художественной литературы ребенок не может без помощи особых средств. Прямая задача взрослых – педагогов и родителей — вооружить ребенка этими средствами.  В ходе восприятия  литературного произведения ребенок создает особую систему  художественных образов. Они преобразуются, т.к. не могут оставаться такими, какими были в «книжке», становятся игровыми. И не потому, что дети используют их в игре, а потому, что они сами –художественные образы- становятся  творческой игрой. Это бескорыстная, бесконечная, радостная игра. Вот образ выпорхнул из родной сказки, а оттуда – в детский рисунок, вот он воплотился в танцевальное движение, пантомиму, музыкальный образ. И при этом не теряется связь с родным  литературным текстом.

Таким образом формируется восприятие  художественной литературы, и его называют  литературно-эстетическим восприятием.

Говоря об особенностях восприятия литературы, хочется  обратить внимание и на освоение детьми такой  специальной  формы восприятия, как слушание. Конечно, и трехлетние дети  могут слушать  текст, но здесь главное -общение со взрослыми. А слушание старших детей -это понимание речи взрослых.  Это-умение представить себе  то,  о чем  другой человек рассказывает. В школе слушание играет ведущую роль, и в подготовительной   группе  воспитателям следует обратить на это  особое внимание.  Каждый педагог должен задать себе вопрос: что остается от чтения? Промелькнул ли текст удовольствием или оставил «зарубку» в детской памяти, обогатил интеллектуально,  нравственно, восхитил значимостью слова? Вопросы не праздные. Это поиск возможностей  полнее использовать книгу в сложной работе по «строительству души»  маленького человека.

Подобная работа — как необходимая ступень развития будущего читателя и как трудная, но высокая задача. И эстетические и нравственные уроки дети должны вынести именно из художественных представлений. И здесь не место нравоучительным рассуждениям воспитателей по поводу прочитанных  книг, выспрашиваний по вопросам. Не должно быть излишнего морализирования, ведь все это наносит вред, часто неповторимый. Разобранное с помощью  множества мелких вопросов, произведение  сразу утрачивает в глазах детей всякую прелесть и интерес. Нужно целиком довериться воспитательным возможностям  художественного текста.  Важно помнить, что дошкольный возраст -наиболее оптимальный период  для развития восприятия художественной литературы.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Визитная карточка

Название: МБДОУ «Детский сад №15»
Адрес: г. Биробиджан, ул. Ленина, 28, 679000
Телефон: 4-06-73; 4-06-90
ФИО руководителя: Бокарева Елена Леонидовна
График работы: 7:00 - 19:00
E-mail: mudou15@mail.ru
Сайт: www.berezka15bira.ru

Об учредителе
Наименование: Мэрия города муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области Почтовый адрес: 679000 ЕАО г. Биробиджан, ул. Ленина, д. 29 Телефон: +7(42622) 6-91-92 Адрес электронной почты: biradm@eao.ru Адрес интернет-страницы: www.biradm.ru Режим работы: понедельник - пятница, с 9.00 до 18.00, обед с 13.00 до 14.00
Декабрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Свежие комментарии
    Полезные ссылки
    Полезные ссылки
    Федеральный портал "Российское образование" Единое окно доступа к образовательным ресурсам Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Министерство образования и науки Российской Федерации